Резиновые рукава (резиновые шланги) нашли широкое применение в промышленности. Их используют для транспортировки сухих сыпучих материалов, газов, жидкостей различного типа, масел и даже пищевых продуктов. В зависимости от типа транспортируемой жидкости или газа, рукава изготавливают из резины с различными свойствами и устойчивостью к тому или иному веществу. Материал может быть кислотоустойчивым, техническим, маслобензостойким или устойчивым к абразивам. Резиновые напорные рукава для сварочных работ можно классифицировать следующим образом:
3 класс – шланги, которые используют только для подачи кислорода под сильным давлением. Максимально допустимое рабочее давление для такого шланга может составлять от 2.0 до 4.0 МПа. Выполняются обычно в синем цвете (весь рукав полностью или отдельные его части).
2 класс – шланги этого класса предназначены для подачи жидкостей под давлением включительно до 0.63 МПа. К таким жидкостям относятся керосин, бензин А-72, уайт-спирит или смеси этих веществ. Цветовое обозначение – желтый.
1 класс – эти напорные рукава подходят для подачи к оборудованию исключительно газов и их смесей (природный газ, бутан, пропан). Максимальное давление до 0.63 МПа, цвет красный.
Рукав может быть выполнен в черном цвете, но по всей его длине обязательно расположены полосы с цветом, характерным для данного класса. Внутренний диаметр шланга, в зависимости от определенного класса и назначения, может варьироваться от 6,3 до 16,0 мм.
резиновые шланги и рукава, выполненные по данному ГОСТу, всегда имеют многослойную структуру. Наружный, а также внутренний слои обычно изготавливают из резины. Усиленный промежуточный слой преимущественно изготавливают из различного типа волокон (синтетические, хлопчатобумажные).
При необходимости рукав можно удлинять до 40 м включительно. В дальнейшем потребуется особое разрешение. Кислородные рукава различных типов соединяют разным способом. Например, ацетиленовые шланги можно скреплять стальными ниппелями со специальными хомутами. Однако для шлангов 2 класса их применять нельзя, поскольку горючая жидкость может попасть в соединение. Если возможности использовать специнструменты нет, помогут также проволочные хомуты. Они позволяют плотно соединить толстостенные шланги в труднодоступных местах. Не рекомендуется делать более трех соединений.