«Формирование конкурентной среды. Регулирование тарифов», — так обозначила тему своей пресс-конференции министр конкурентной политики и тарифов Калужской области Николай Владимиров. Его встреча с представителями федеральных и местных СМИ, организованная Российским издательским домом «Регнум», состоялась 8 декабря в его калужском пресс-центре.
По словам главы ведомства, специфика работы министерства конкурентной политики и тарифов области заключается в формировании конкурентной среды на территории региона, совершенствовании системы закупок для государственных нужд, установлении экономически обоснованных тарифов, выполнении государственных функций и обязанностей по отношению к населению в части защиты прав потребителей и обеспечению комплексного и эффективного развития территории области. Здесь, отметил он, одно из важнейших направлений деятельности министерства является организация размещения государственного заказа области.
Так, за 11 месяцев 2010 года ведомством проведено 5620 процедур по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области путем проведения торгов и запроса котировок цен на общую сумму 13,0 млрд. рублей, их них 3761 открытый аукцион в электронной форме на общую сумму 842,0 млн. рублей. Общая экономия бюджетных средств составила 430,7 млн. руб из них 80,2 млн. руб по итогам электронных аукционов.
Как считает Николай Владимиров, Калужская область одна из первых в Российской Федерации стала активно применять электронные технологии при размещении государственного заказа. В регионе накоплен большой опыт проведения электронных аукционов, отметил он. Так, 2009 году было проведено более 5 тысяч открытых электронных аукционов, что составляло 86% от общего процента проведенных торгов, то за истекший период этого года доля открытого аукциона в электронной форме выросла до 92%. На этапе допуска к торгам комиссией министерства было отстранено более 1,5 тыс. хозяйствующих субъектов от общего числа участников торгов.
Вместе с тем с целью недопущения к участию в торгах недобросовестных поставщиков министерством широко применяются ряд защитных мер. Среди них: обеспечение заявки на участие в торгах, а также обеспечения исполнения контракта. В настоящее время ведется работа по адаптации системы региональных закупок к измененным требованиям законодательства. Так, область уже размещает электронные аукционы на федеральных площадках.
В соответствии с действующим законодательством с 1 июля 2010 года проведение электронных аукционов возможно только на федераль
248b
ных электронных торговых площадках, определенных Министерством экономического развития РФ и Федеральной Антимонопольной службой России по результатам конкурсного отбора. Оператором электронной торговой площадки для размещения госзаказа Калужской области обозначена площадка ЗАО » Сбербанк — Автоматизированная система торгов». Профильным министерством в рамках регионального эксперимента разместило на площадке Сбербанка с июня по ноябрь 2010 года 230 электронных аукционов на общую сумму более 115,7 млн.рублей. Получена экономия 9,0 млн.рублей, что составляет 8% от начальной максимальной цены контракта.
Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM Новости о минусах электронной торговли при проведении торгов, Владимиров в частности отметил, что «по своей сути электронная торговли призвана способствовать положительным изменениям в практике государственного муниципального заказа, а именно снижение уровня коррупции за счет исключения влияния т.н. человеческого фактора на результаты торгов и обеспечения максимальной прозрачности закупок». «Также исключение сговора между заказчиком и поставщиком, и между участниами размещения заказа. Создаются условия для повышения конкуренции, что должно привести к существенной экономии бюджетных средств. Немаловажно и то, что теперь можно пользователям сети Интернет участвовать в аукционе в удаленном режиме. Впрочем, есть и сложности. И здесь, без дополнительного обучения самих заказчиков возможны ошибки, в том числе и технические. К тому же, по мнению многих региональных заказчиков количественное ограничение торговых площадок может отпугнуть от участие в торгах малый и средний бизнес. К тому же, региональные товаропроизводители при переходе на федеральную площадку столкнутся с трудностями, которые связны с платностью участия, получения электронно-цифровой подписи , высоким уровнем конкуренции с другими участниками. Сотрудники министерства готовы дать консультации по любым, возникающим у заказчиков вопросов, а их у нас свыше 300 госзаказчиков и 1070 муниципальных», — сказал Владимиров.
В ходе пресс-конференции журналисты задавали министру немало вопросов, касающихся тарифной политики в регионе. Так, приоритетной задачей данной политики на 2011 год является ограничение темпа роста тарифов и цен организаций коммунального комплекса при сохранении надежности и качества снабжения потребителей товарами и услугами. Все необходимые тарифные решения Федеральной службы по тарифам получены и к концу года тарифы будут приняты и опубликованы, заявил Владимиров. При этом будет выполнено поручение правительства РФ об ограничении роста платежей для населения не выше 15% к уровню этого года. Известно, что потребительский рынок является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения.
За 11 месяцев 2010 года индекс потребительских цен в Калужской области составил 107,5%, что является минимальным показателем среди соседних областей и соответствует среднему значению по России и ЦФО — 107,6%. В части сдерживания потребительских цен на территории области министерством осуществляется наблюдение за применением 10% торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары. Ведется работа по увеличению доли местной продукции в сетевых магазинах области, сообщил Владимиров.
В целях повышения защищённости потребительского рынка от проникновения на него опасных, недоброкачественных и поддельных товаров министерством совместно с Управлением Роспотребнадзора по Калужской области четвертый год проводится работа по выборочному тестированию качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории области. К торговым организациям, реализующим некачественную продукцию, применяются меры административного воздействия в виде штрафов, а также данная продукция снимается с продажи.
Немало внимание ведомство уделяет государственному регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, сказал Владимиров. С 1 января 2011 года тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородных сообщениях для всех организаций, оказывающих эти услуги на территории области, будут установлены в следующих размерах:
— за проезд одного пассажира автомобильным транспортом в городском сообщении — не более 12 рублей за 1 поездку;
— за проезд одного пассажира автомобильным транспортом в пригородном сообщении — не более 1 рубля 40 копеек за каждый километр пути (в настоящее время 1 рубль 25 копеек);
— за проезд одного пассажира автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам — не более 1 рубля 50 копеек за каждый километр пути (сейчас 1 руб. 40 копеек).
В заключении Николай Владимиров подчеркнул, что его ведомство и в дальнейшем будет проводить политику социальных цен, для чего в регионе разработаны две целевые программы по развитию конкуренции в Калужской области, которые будут реализованы до 2012 года.