Постоянные проблемы Киева и Бухареста — результат того, что Украине не удалось пройти процесс исторического примирения с Румынией. Об этом в интервью украинскому изданию «Власть денег» заявил бывший посол Украины в Румынии (1995-1998 гг.) Александр Чалый .
«Но я хочу отметить, что украинская дипломатия смогла предложить конструктивную позицию по решению территориальных проблем. Наши государственные границы Бухарестом признаны, вопрос раздела шельфа мы сняли в суде, что полностью согласуется с мировой практикой (3 февраля 2009 года Международный суд ООН постановил, что остров Змеиный не может считаться частью прибрежной линии Украины при определении срединной линии при делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны. В итоге под юрисдикцию Румынии отошло 79,34% спорных территорий в Черном море — прим. ИА REGNUM Новости ). Что же касается разговоров о принадлежности острова Майкан, то это обычная внутриполитическая борьба в Румынии (Расположенный на реке Дунай остров Майкан (Одесская область Украины) стал предметом очередного территориального спора между Киевом и Бухарестом в начале 2010 года. 15 апреля МИД Украины выступил с заявлением, в котором говорится, что «украинская сторона отвергает любые утверждения о корректировке линии государственной границы и выходит из неизменности прохождения линии на любом отрезке государственной границы, в т.ч. в районе острова Майкан». Позиция же Бухареста, озвученная МИД Румынии, заключается в том, что применение принципов Базового договора между Румынией и Украиной может привести к изменению принадлежности некоторых украинских островов в зависимости от действующей линии главного пограничного фарватера — прим. ИА REGNUM Новости ). Возможно, связанная с тем, что до сих пор не подписано Соглашение о навигации, которое позволит румынским судам ходить по руслу Дуная в специальном режиме. Но в любом случае, нельзя упрощать отношения с Румынией до уровня постоянных пограничных конфликтов, любые упрощения приводят к созданию мифов о плохой Румынии или плохой Украине», — отметил дипломат.
Отвечая на вопрос о конкуренции Украины и Румынии, касающейся, в частности, маршрутов доставки каспийских энергоресурсов в Европу, Чалый сказал: «Мы не должны позволять ставить на одни весы межгосударственные отношения и определенные бизнес-противоречия или даже бизнес-конфликты. Когда я был послом в Румынии, Украина вела строительство нефтепровода Одесса — Броды. В то же время, Бухарест предложил свою концепцию транспортировки каспийской нефти в Европу. Румыния и Украина должны строить свои взаимоотношения в вопросах транзита энергоносителей из Каспийского региона в ЕС на принципе неконфронтационной конкуренции. Мы действительно во многих случая являемся конкурентами, но мы должны искать возможности дополнить друг друга. Тем более что потенциал наших взаимоотношений велик. Лучшие транспортные коридоры с Балкан в ЕС и Южной Европы
1641
в Евразию проходят через Украину и Румынию. К сожалению, во многих случаях мы, большая европейская страна, очень мощная с точки зрения инфраструктурных возможностей, создаем иногда из Румынии изначально негативный образ. Это есть и с румынской стороны. А отношения надо строить на позитиве».
Говоря о возможных конкретных проектах, представитель Украины отметил: «Необходимо сотрудничество по Дунайской стратегии, только вместе мы сможем полноценно развивать низовье Дуная, привлекая инвестиции и развивая в регионе туристическую инфраструктуру. У нас с Румынией есть еврорегионы «Верхний Прут» и «Нижний Дунай». В свое время мне как послу было очень трудно доказать необходимость их развития. А ведь есть еще такие региональные проекты ЕС, как «Восточноевропейское партнерство» и «Черноморская синергия», где Киев и Бухарест также могут выступать как партнеры. На мой взгляд, это точки будущего роста. Далее, традиционно автомобильные и железнодорожные пути из Юго-Восточной Европы в Центр Европы шли через Румынию и Украину (Буковину и Галицию). После мировых войн они были прерваны, потому, кстати, у Одессы сегодня нет оптимального железнодорожного сообщения с Центральной Европой. Сейчас многие предлагают возобновить железнодорожное сообщение по традиционным маршрутам. Вот эти вопросы следует вынести на повестку дня в украинско-румынских отношениях».