Николай Радов: Как будут фальсифицироваться итоги выборов президента Белоруссии

Совсем немного времени осталось до начала последнего этапа президентских выборов в Белоруссии. Начиная с 14 декабря гражданам республики будет «предложено» прийти и отдать свой голос за достойного, по их мнению, кандидата. Несмотря на то, что основным днем голосования является 19 декабря, ожидается, что в период досрочного голосования на избирательные участки придут не менее 30 % избирателей. Каким образом будет обеспечена подобная явка? Очень просто: на всех государственных предприятиях, во всех учреждениях и организациях уже проведены соответствующие беседы руководящих кадров с простыми работниками, перед которыми поставлена основная задача — прийти и проголосовать, желательно, досрочно. Особое место в досрочном голосовании отводится учащейся молодежи, для которой перспективы дальнейшего обучения и проживания в общежитиях ставятся в прямую зависимость от того, придут ли они на участки до 19 декабря.

Большинство экспертов в один голос заявляют о том, что нынешние выборы президента в Белоруссии будут сфальсифицированы в сторону ныне действующего главы государства. При этом наибольшее количество нарушений, как правило, будет наблюдаться именно в ходе досрочного голосования. Правда, необходимо отметить, что в день основного голосования фальсификаций будет не меньше, но провести их в некоторых случаях будет сложнее.

Нынешняя президентская кампания в Белоруссии имеет большое количество особенностей, которые отличают ее от всего происходившего в стране с 1994 года: самое большое количество кандидатов, невиданное либеральное отношение к сбору подписей и агитации, отсутствие открытой агитации со стороны Лукашенко, допуск оппозиционных организаций в избирательные комиссии (правда, представители демократических партий составляют всего 0,25% от общего числа членов избиркомов и будут представлены менее чем в 3% участковых избирательных комиссий), допуск к наблюдению зарубежных представителей, теледебаты и т.п. Однако, несмотря на это, сам ход выборов и подсчет голосов останутся, по всей видимости, неизменными.

По мнению организаторов кампании «За справедливые выборы», призванной провести наблюдение за процессом голосования и подсчета голосов, в стране могут быть осуществлены несколько вариантов фальсификации выборов: вброс бюллетеней на избирательных участках в день голосования (самый сложный из способов, так как на участке присутствует достаточно много людей); вброс бюллетеней при голосовании вне избирательных участков (недостаточно эффективен, так как урны не очень большие и находятся, как правило, под контролем наблюдателей); вброс бюллетеней в урны во время досрочного голосования (наиболее перспективный способ фальсификации, когда за день-два до голосования происходит подмена бюллетеней в урнах); обыкновенный обман со стороны председателя участковой комиссии, когда он объявляет заранее доведенные до него цифры итогов голосования без всякого учета и соответствия
3597
тому, что находится в избирательных урнах (в подобном случае изготавливаются два комплекта бюллетеней, часть из которых хранится в отдельной комнате, а вторая — фактическая — складывается в совершенно ином месте). Таким образом, одним из наиболее эффективных способов фальсификации является вброс бюллетеней в ходе досрочного голосования. Однако и он не может со стопроцентной уверенностью гарантировать необходимые результаты голосования. Поэтому, для властей важно четко сработать на всех стадиях выборов — от начала подготовки бюллетеней до подсчета голосов и объявления итогов голосования.

Рассмотрим подробнее наиболее действенные и распространенные на протяжении последних лет в Белоруссии методы фальсификации выборов (это не означает, что не существует иных способов, однако все нижеперечисленные виды используются властями практически на всех последних выборах — от местных до президентских).

Итак, досрочное голосование. Учитывая тот факт, что именно этот период вызывает наибольшее число нареканий, Центризбирком Белоруссии попытался продемонстрировать свою заботу о чистоте процесса, приняв дополнительные меры для обеспечения сохранности избирательных документов. Теперь прорези в ящиках для досрочного голосования будут заклеивать не только в конце дня, но и во время обеденного перерыва с 14.00 до 16.00, а вскрывать их будут только перед началом голосования в 10.00 и в 16.00. Помимо этого, списки избирателей и бюллетени для голосования в нерабочее время избирательной комиссии должны будут находиться в сейфах или металлических опечатанных шкафах. Однако все эти дополнения практически ничего не меняют в избирательном процессе, так как наблюдателям запрещено круглосуточно находиться на участке и следить за сохранностью бюллетеней и ящиков для голосования. Если к этому прибавить тот факт, что большинство наблюдателей представляют проправительственные и государственные организации (БРСМ, «Белая Русь», Федерация профсоюзов и т.д.), то говорить о достоверности контроля за процессом голосования фактически не приходится.

Не останавливаясь подробно на том, какого качества делают обычно бюллетени в Белоруссии (обычно это просто напечатанная бумажка, которую при желании можно размножить самостоятельно, получив необходимое их количество для вброса), рассмотрим основные механизмы фальсификации в период досрочного голосования в Белоруссии.

Во-первых, зачастую опечатывание ящика для голосования проводится при несоблюдении всех установленных правил, или вовсе не производится вплоть до основного дня. В таком случае к нему имеют свободный доступ посторонние лица, что позволят провести незаметный вброс бюллетеней в период, когда контроль со стороны наблюдателей за урнами не осуществляется (обеденный перерыв, ночь).

Во-вторых, члены избирательных комиссий могут настоятельно советовать избирателям, особенно пожилого возраста, за кого из кандидатов им необходимо голосовать и где ставить «крестик». Подобный метод характерен и для процесса голосования в основной день выборов.

В-третьих, на избирательных участках позволяется голосовать одному избирателю за другого или, что особенно нередко в мелких городах и селах, члены избирательной комиссии сами голосуют за непришедших избирателей (при этом в списках избирателей пометка не ставится, что позволяет ничего не знающему гражданину прийти и проголосовать в основной день выборов).

В-четвертых, после окончания последнего дня досрочного голосования урны могут быть заменены членами участковой комиссии или представителем правоохранительных органов. Таким образом, достигается запланированный заранее результат, когда большинство избирателей «отдали» свои голос одному кандидату.

В день голосования (в данном случае это 19 декабря) организовать процесс фальсификации гораздо сложнее, однако и здесь есть свои особенные механизмы. Во-первых, во время голосования по месту нахождения избирателей (когда гражданин по различным причинам не может прийти на избирательный участок) члены выездных комиссий получают большее количество бюллетеней, чем количество просьб, поступивших от избирателей. В таком случае все бюллетени сверх нормы оказываются в переносной урне с пометкой за «нужного» кандидата. Помимо этого, при отсутствии наблюдателей, появляются возможности провести вброс в машине, заменить избирательную урну на урну с «правильными» бюллетенями, надавить на избирателя или проголосовать за него.

Во-вторых, члены избирательной комиссии не фиксируют в списках избирателей, не прибывших на участки для голосования и подавших заявку на голосование по месту своего нахождения, что позволяет в будущем самостоятельно провести «повторное» голосование за них.

В-третьих, члены избирательных комиссий могут выдавать бюллетени избирателям без предъявления паспорта или какого-либо другого документа, удостоверяющего личность. При этом необходимо учитывать, что нередко в списках для голосования появляются «мертвые души» (недавно умершие, переехавшие в другой город или страну и т.п.) или «виртуальные души» (просто придуманные люди на основе имеющихся в списках реальных фамилий и имен), за которых голосуют либо посторонние лица, либо сами члены избирательных комиссий.

В-четвертых, прикрываясь благими намерениями помочь пожилым людям, некоторые члены избирательных комиссий «помогают» им заполнять бюллетени в кабинках для голосования. При этом агитация может и не проводиться — «крестик» ставится за нужного кандидата, а избирателю говориться, что он проголосовал за другого.

В-пятых, в случае нахождения избирательной урны вне видимости наблюдателей в конце голосования может быть проведен прямой вброс необходимого количества бюллетеней за нужного кандидата. Несмотря на то, что подобный вариант кажется наименее вероятным, необходимо отметить его достаточное распространение в белорусской глубинке.

Процесс подсчета голосов представляет собой, пожалуй, один из самых простых и верных способов фальсификации. И вот почему. Во-первых, практически все неиспользованные бюллетени могут быть не погашены и в последствии использованы членами комиссий по своему усмотрению. При этом подсчет голосов проходит с перерывами, когда счетная комиссия удаляется с собранными бюллетенями в другое помещение, а возвращается с абсолютно другим их количеством.

Во-вторых, независимо от того, чья фамилия отмечена в бюллетени, его достаточно просто положить в стопку за нужного кандидата, увеличивая тем самым количество голосов поданных за него. При этом, поймать на этом члена комиссии практически невозможно, так как подсчет голосов никто со стороны контролировать не может.

В-третьих, наблюдатели, как правило, не допускаются к реальному контролю за подсчетом голосов и находятся в достаточной отдаленности от комиссии во время вскрытия урн. В итоге, они видят только спины членов комиссии, которые одновременно считают стопки своих бюллетеней, молча записывают результаты подсчетов на бумажки и передают их председателю комиссии, который так же молча составляет протокол заседания. При этом, наблюдатели могут не получить на руки заверенные копии протокола, они не присутствуют при передаче этого протокола в вышестоящую комиссию и не могут получить письменно зафиксированный результат предварительного голосования. Поэтому члены комиссии свободно могут делать все, что угодно.

В-четвертых, процесс передачи подсчитанных бюллетеней из участковых избирательных комиссий в ЦИК абсолютно неконтролируем сторонними наблюдателями. Поэтому зачастую результаты объявленные на самом участке разительно отличаются от тех, которые передаются в Центральную избирательную комиссию. Подобная технология требует достаточно высокой квалификацией членов избирательных комиссий и кадров в Центризбиркоме, так как нужна крайне четкая координация действий, высокая личная мотивация, а также особо тщательно разработанный план. Для реализации такой схемы нынешняя власть обладает достаточными финансовыми и людскими ресурсами и охотно ее пользуется.

В-пятых, Центральная избирательная комиссия, которую уже долгое время возглавляет весьма лояльная к существующему режиму Лидия Ермошина , вне зависимости от реальных результатов выборов, может озвучить абсолютно любые итоговые цифры. И, похоже, что подобные цифры уже были названы самим президентом: за действующего главу государства — около 75 %, всем остальным кандидатам — не более 10% на всех. К сожалению, именно такие результаты наиболее вероятны при их оглашении 19-20 декабря.

Можно долго рассуждать о том, как пройдут предстоящие выборы в Белоруссии. Различного рода центры социологических исследований дают абсолютно противоположные результаты своих опросов, в результате чего складывается впечатление, что все они — и государственные и оппозиционные — проводят исследования либо не выходя из теплых кабинетов, либо живя за пределами Белоруссии. Судите сами: одни говорят, что рейтинг Лукашенко более 77%, другие — не более 25%, третьи — около 33%. Исходя из этого, предугадать со стопроцентной точностью, как будут развиваться события 19 декабря, видимо, не может никто. То, что выборы пройдут под знаменем фальсификации — это неоспоримый факт. Но вот как подобный факт будет воспринят ЕС и Россией (белорусы в массе своей должны отреагировать достаточно спокойно) — это вопрос открытый, ответить на который сегодня не может ни одна из сторон.