Сегодня международный день борьбы с коррупцией


  Сегодня международный день борьбы с коррупцией

Сегодня, в Международный день борьбы с коррупцией, поздравительные открытки можно посылать в первую очередь людям четырех профессий: чиновникам, медикам, труженикам средней и высшей школы, а также сотрудникам ГИБДД. Именно эти четыре сферы, согласно различным исследованиям и опросам, являются в России самыми «взяткоемкими». Данные разнятся год от года у разных исследователей. Впрочем, если государевы слуги «набирают вес» за счет масштабности мздоимства, то инспекторы Дорожно-патрульной службы выигрывают по числу фактов дачи взяток.

Вообще рассуждения о коррупции — это, конечно, занятие в высшей степени субъективное. Тому лишнее подтверждение — разница в результатах социологических опросов. По результатам октябрьского опроса ВЦИОМ, в среднем по России в даче взяток гаишникам признались 44% респондентов, причем среди москвичей и петербуржцев доля «мздодателей» выросла аж до 76%.

Куда более законопослушная (или менее честная) аудитория у исследовательского центра портала Superjob.ru. Лишь 22% опрошенных ими автомобилистов признают опыт коррупционных отношений с автоинспекторами. Некоторые из них утверждают, что сотрудники ДПС вымогают мзду открыто и ничего не стесняясь. Социологи также отмечают, что мужчины дают взятки чаще, чем женщины: 27% опрошенных против 14%. Скорее всего, это связано с тем, что женщины просто реже нарушают правила.

В дополнение «Санкт-Петербургские ведомости» решили организовать собственный опрос и пообщались с петербургскими водителями в интернет-сообществе «АвтоПитер» в Живом журнале. Ужасающей коррупции там не замечают, хотя вины сотрудников ГИБДД в этом немного. Многие наши собеседники утверждают, что они не дают взятки из принципа.

Не все, конечно, столь сознательны. В основном, по мнению членов «АвтоПитера», процветает мелкое взяточничество. «За шесть лет давал взятку два раза, — признался Rapucha. — Первый раз года три назад: опаздывал на мосты и сам сунул деньги, чтобы отстали, — хотел домой. Второй раз в этом году, превысил около Смольного на 36 км/ч. Инспектор предложил отпустить без протокола и добавил: «Просто так неинтересно. Дайте… ну на лимонад!». От изумления я дал ему сто рублей».

Есть мнение, что взяточничество в автоинспекциях отчасти перекочевало с дорог в кабинеты. «Вся коррупция ГИБДД, которую я в принципе могу наблюдать со своей стороны, — на другом уровне. Это техосмотры, оформление ДТП и экзамены на права», — рассказал Iv660. «В 2007-м и 2010-м платил, соответственно, две и три тысячи рублей за быстрое оформление ДТП. Всяко лучше получить за деньги справку об аварии через 20 — 30 минут, чем семь часов посидеть в отделе, а потом потерять неделю-две в очереди к дознавателю», — подтве
1ad2
рдил Edfuf.

Удивительно, но большинство опрошенных не заметили резкого роста размера взяток на дорогах. Объяснение простое: в сообществе «АвтоПитер» состоят водители в основном сознательные, которые грубо правила не нарушают.

Между тем очевидцы утверждают, что, например, откуп за вождение в нетрезвом виде «подорожал» за последние несколько лет в 3 — 5 раз. Респонденты из «АвтоПитера» уверены, что это связано с ужесточением наказаний, прописанных в КоАП.

Но и в этом водители не видят большого зла — скорее, наоборот. По факту высокие коррупционные ставки на дороге являются дополнительным антистимулом для нарушителей. «Очень хорошо, что гаишники просят много. Больше народу будет ездить нормально, вместо того чтобы платить», — заявил Sashmash. С ним согласен Tchugunov: «С введения лишения за «встречку» народ к ней как-то поответственней относиться стал, да и пьянок за рулем меньше стало. Значит, мера действует. А в карман гаишнику уйдут деньги или в государство, мне все равно. На дорожной обстановке лучшим образом сказывается — и то хорошо».

А вот известный правозащитник Александр Холодов считает, что регулировать дорожное движение коррупционными механизмами недопустимо: «Не забывайте о том, что дача взятки — это преступление. Причем, по моему мнению, даже более тяжкое во всех смыслах, чем выезд на встречную полосу или управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Стимулом не нарушать ПДД должна быть неотвратимость наказания».

Отметим, что в последнее время милиция ужесточила контроль за коррупцией на дорогах. Правда, в несколько однобоком стиле: взяточники-гаишники живут спокойно, а вот водители-взяткодатели все больше рискуют. В нескольких случаях автомобилистов, которых застали дающими «на лапу», наказали в максимальном размере, предусмотренном Уголовным кодексом. То есть дали два года реального тюремного срока. Поэтому, пользуясь праздничным моментом, пожелаем всем читателям-автомобилистам никогда не потворствовать мздоимству на дорогах.

Кстати

Несмотря на то что борьба с коррупцией возведена в ранг нацпроекта, позитивных изменений в этой сфере не видно, и даже напротив. В рейтинге, составленном в октябре этого года международным антикоррупционным центром Transparency International, наша страна заняла 154-е место из 178 возможных, набрав 2,1 балла из 10. Примечательно, что в 2009 году Россия находилась на 146-м месте из 180 с результатом 2,2 балла.